Дети-беженцы и дети-мигранты в Европе
Треть беженцев и мигрантов, прибывших в Европу, – дети. ЮНИСЕФ реагирует на нужды всех перемещенных детей на каждом этапе их пути, побуждая правительства к защите их прав.

- Доступно на:
- English
- русский
Проблема
Дети-беженцы и дети-мигранты (некоторые из них держат путь вместе со своей семьей, а некоторые - в одиночку) рискуют всем, даже жизнью, в поисках лучшей судьбы. Миллионы семей покидают свои дома, спасаясь от конфликтов, преследований и нищеты в таких странах, как Сирия, Афганистан, Ирак, Сомали и Судан.
Там где дети и молодые люди чувствуют, что у них нет выбора, нет будущего, нет безопасных и законных альтернатив миграции, они, покидая родные места, берут свою судьбу в собственные руки и часто попадают под еще бо́льшую угрозу эксплуатации контрабандистами и торговцами «живым товаром».
«Есть очень много причин, по которым дети вынуждены покинуть родной дом, и гораздо меньше факторов, которые вликут их в Европу. Тех детей, которые все-таки ставят своей целью приехать в Европу, привлекает возможность продолжить образование, получить уважение своих прав и чего-то достичь в жизни. Когда же дети оказываются в Европе, их ожидания печальным образом разбиваются о реальность».
- Г-жа Афшан Хан, региональный директор, ЮНИСЕФ в Европе и Центральной Азии
В процессе транзита и по прибытии все перемещенные дети уязвимы к жестокому обращения и другим тяжелым формам насилия. Согласно оценкам, каждые сутки как минимум один ребенок погибает на опасном центрально-средиземноморском маршруте из Северной Африки в Италию. Из почти 100 000 беженцев и мигрантов, которые за прошлый год переправились по этому пути, около 15 процентов – дети.
Подавляющее число из них – юноши в возрасте 16–17 лет, которые держат путь в одиночку из многочисленных стран Западной Африки и Африканского Рога. Для многих не Европа является желанным пунктом назначения: большинство направились сначала в соседние страны, но из-за жестокого обращения, жертвами которого они стали в пути, они вынуждены пробиваться дальше, в Европу.
«Мы знали, что это опасно, я знал, что это опасно, но когда у тебя за спиной лев, а впереди море, выбираешь море».

Дети, которые держат путь со Среднего Востока в Грецию через восточное Средиземноморье, прибывают, как правило, со своими семьями, и среди них насчитывается столько же девочек, сколько мальчиков. Они чаще всего происходят лишь из трех стран: Сирии (54 процента), Ирака (27 процентов) и Афганистана (13 процентов).
Многие люди бежали от ожесточенного шестилетнего конфликта в Сирии, и теперь в Турции проживают более трех миллионов сирийцев - самая большая группа беженцев в мире. Почти половина из них – дети. Большинство сирийских беженцев в Турции живут в принимающих сообществах, которые зачастую охвачены бедностью, и сотни тысяч сирийских детей-беженцев не посещают школу.
«Теперь мы беженцы. Люди нас не любят. Никому нельзя верить, все лгут. Раньше я была ребенком. Теперь мне пришлось повзрослеть. Я знаю то, чего не знала раньше».
- 12-летняя Раван, которая вынуждена была бежать из Алеппо (Сирия)
Результатом закрытия границ на Балканах и опубликования совместного заявления ЕС и Турции, призванных остановить массовые потоки мигрантов в Западную Европу, стало лишь то, что еще больше людей теперь готовы на еще бо́льшие риски, чтобы добраться до места назначения, зачастую становясь жертвами эксплуатации со стороны контрабандистов.
На сегодняшний день более 72 000 беженцев и мигрантов (в том числе более 22 500 детей) «застряли» в Греции, на Кипре и на Балканах без возможности продолжить путь, не желая возвращаться в родную страну и с трудом встраиваясь в местные сообщества. Дети всё чаще выказывают признаки глубокой психологической травмы в результате страданий, перенесенных ими в пути и по прибытии на место.
Решение
«Дорожная карта» заботы и защиты
ЮНИСЕФ в сотрудничестве со своими партнерами разработал «дорожную карту», которая содержит руководящие принципы по налаживанию ухода за детьми-беженцами и детьми-мигрантами (находящимися в процессе транзита как с родителями или лицами, осуществляющими уход за ними, так и в одиночку) и их защиты.
В «дорожной карте» подчеркивается необходимость устанавливать личность детей, регистрировать их с использованием процедур, дружественных ребенку, и налаживать с детьми отношения доверия на как можно более раннем этапе.
Немедленное препоручение ребенка обученному опекуну, привлечение посредников по межкультурному взаимодействию и участие принимающего сообщества – вот критически важные меры, которые способствуют созданию отношений доверия и ограждают детей от контрабандистов, торговцев людьми, а также облегчают огромные нагрузки на семью.
На национальном уровне мы сотрудничаем с партнерами в целях обеспечения насущных потребностей детей, в том числе в безопасности, защите, медицинской помощи, полноценном питании и образовании.
Например, центры «Синяя точка» предлагают психологическую поддержку и другие возможности защиты прав ребенка, в том числе услуги для несопровождаемых детей и для детей, получивших серьезнейший стресс от пережитого.
Мы поддерживаем долгосрочную интеграцию детей-беженцев и детей-мигрантов в местные сообщества, в которых они теперь живут. К примеру, в Греции ЮНИСЕФ подкрепляет национальные мероприятия защиты более чем 20 000 уязвимых детей-беженцев и детей-мигрантов.
Мы помогаем детям-беженцам и детям-мигрантам получить психосоциальную помощь и доступ к образованию
Здесь и в других странах, в которых проживают группы беженцев и мигрантов, мы помогаем детям из таких групп получить психосоциальную помощь и услуги в сфере образования и в то же время укрепляем национальные системы защиты прав ребенка во благо всех детей, оказавшихся незащищенными.
В Турции мы уделяем приоритетное внимание интеграции детей-беженцев и детей-мигрантов в обычные школы, и в 2016 году - впервые с момента начала кризиса - численность сирийских детей, посещающих школы в Турции, превысила число детей, которые не охвачены школьным обучением. В продолжение этого начинания мы инициировали выплату денежных пособий в адрес более чем 230 000 сирийских и других детей-беженцев в Турции, увязанную с зачислением в школу и с ее посещением.

Работа с первопричинами
Во все времена были люди, которые пускались в путь, чтобы спастись от беды или найти лучшие возможности. Сегодня число лиц, находящихся в процессе транзита, достигло высочайшего показателя за всю историю; они пытаются убежать от климатических изменений, нищеты и конфликтов, а цифровые технологии помогают им в этом как никогда прежде.
Дети составляют треть общемирового населения – и почти половину беженцев в мире: около 50 миллионов детей мигрировали или были перемещены через границы.
Мы работаем для ликвидации причин, по которым дети оказываются оторванными от родного дома
Помимо работы в защиту детей-беженцев и детей-мигрантов в Европе, ЮНИСЕФ работает и в странах их происхождения, чтобы содействовать сокращению бремени нищеты, побороть отсутствие образования, конфликты и незащищенность, которые приводят к общемировому перемещению беженцев и мигрантов.
В каждой стране: от Марокко до Афганистана, от Нигерии до Ирака – мы стремимся обеспечить безопасность, здоровье, образование и защиту прав всех детей.
Эта работа ускоряется и ширится по мере того, как страны погружаются в кризис. К примеру, в Сирии ЮНИСЕФ с самого начала конфликта делает все возможное для смягчения его воздействия на детей страны.
Мы полны решимости создавать необходимые условия сирийским семьям и не дать сирийским детям превратиться в «потерянное поколение». Мы оказываем поддержку как в жизненно важных секторах - здравоохранение, питание, иммунизация, водоснабжение и санитария, – так и в сфере образования и защиты прав ребенка. Мы работаем и в соседних странах для оказания поддержки семьям сирийских беженцев и принимающим сообществам.
Ресурсы
Указанные ниже ресурсы о чрезвычайных ситуациях – это лишь малая выборка из материалов, созданных ЮНИСЕФ и его региональными партнерами. Перечень регулярно пополняется свежими данными.
Перемещенные дети в Италии и Греции (2017 г.) – ЮНИСЕФ и инициатива REACH («Информационная поддержка для повышения эффективности гуманитарных мероприятий»)
Сорванные с родных мест: разрастание кризиса и дети-беженцы и дети-мигранты (2016 г.) – ЮНИСЕФ.
Путь, смертельный для детей: маршрут миграции через центральное Средиземноморье (2017 г.) – ЮНИСЕФ
Основополагающие обязательства перед детьми в рамках гуманитарных мероприятий (2016 г.) – ЮНИСЕФ