О перемещении детей и семей украинских беженцев
Афшан Хан – Региональный директор ЮНИСЕФ по странам Европы и Центральной Азии, представитель ЮНИСЕФ при ООН в Женеве и специальный координатор по вопросам кризиса, связанного с беженцами и мигрантами, в Европе.
- Доступно на:
- English
- русский
В последние три недели на южную границу Молдовы прибывают толпы людей, появление которых здесь трудно было бы себе представить еще несколько недель назад. В условиях, когда тысячи людей ожидают возможности покинуть территорию охваченной войной Украины, жизнь обоих сообществ непоправимо изменилась. Вооруженное насилие на протяжении нескольких недель не щадило мирных жителей, в связи с чем миллионам украинских семей пришлось в считанные дни – а в некоторых случаях и в считанные часы – покинуть свои дома. Теперь они прибывают в Молдову и соседние страны в поисках безопасности.
С первого дня войны, развязанной против Украины, группы ЮНИСЕФ работают на местах, оказывая жизненно необходимую помощь наиболее уязвимым детям в Украине и за ее пределами. Вместе с группой оперативного реагирования в Молдове я прибыла на пограничный пункт Паланка, где в последние недели уже побывали тысячи украинцев, ищущих убежища.
Первое, что бросается в глаза, когда смотришь на людей, проходящих или проезжающих через Паланку, – это то, что мужчин среди них почти нет. Подавляющее большинство тех, кто бежит от боевых действий в Украине, составляют женщины и дети, поскольку мужчинам в возрасте от 18 до 60 лет выезд из страны запрещен. По оценкам ЮНИСЕФ, каждую минуту границу Украины пересекает как минимум один ребенок. Общее число детей, ищущих убежища в Молдове и Европейском союзе, уже превысило 1,5 миллиона человек. Что касается детей, перемещенных в пределах Украины, то быстро меняющаяся ситуация пока не позволяет произвести полный подсчет.
Вторая особенность происходящего в Паланке, на которую едва ли можно не обратить внимания, – это глубокое изнеможение на лицах людей, пересекающих границу пешком. Многие женщины и дети, которых мы встречаем, отправились в путь несколько дней назад. Дороги, поезда, автобусы, очереди, приюты – семьи потеряли им счет, пытаясь добраться в Паланку. Логистические трудности, связанные с этими перемещениями, сочетаются с многочисленными опасностями: начиная с обстрелов и заканчивая ударами с воздуха.
По достижении контрольно-пропускного пункта семьям приходится столкнуться с еще одним испытанием. В сильный мороз дети вместе со своими матерями стоят в очередях, растянувшихся на многие километры от границы. Таких очередей две. Первая – для автомобилей – настолько велика, что некоторые по ошибке принимают ее за дорожную пробку. Вторая – для пешеходов – несколько короче, но стояние в ней, по всей вероятности, является еще более утомительным. Матери прижимают к себе детей, не выпуская из рук наспех упакованные чемоданы: все, что осталось от их благополучной довоенной жизни. Некоторые из них катят коляски; другим необходимо следить за тремя или даже четырьмя детьми.
После пересечения границы украинские матери и дети получают наряду с долгожданной безопасностью немедленную помощь от правительства Молдовы, сотрудничающего с ЮНИСЕФ. Семьям, принимаемым в «голубых точках», которые ЮНИСЕФ размещает вдоль дороги, предоставляется то, что некоторые из них описывают как «крайне необходимое время для передышки». «Голубые точки», создаваемые в целях обеспечения безопасного пространства для детей и их семей, предлагают матерям и детям жизненно важные услуги, возможности для игр, защиту и консультации в одном месте.
Я слышала, как при пересечении границы матери говорили: «Держи меня за руку, держись за руку. Ни в коем случае не отпускай моей руки!». То, что при любых других обстоятельствах звучало бы как обычное замечание, в данном контексте было действительно важным. За последние три недели ЮНИСЕФ получил множество сообщений о пропавших или несопровождаемых детях, перемещающихся по территории Украины и пересекающих ее западные границы. В настоящее время совместно с правительством Молдовы мы принимаем меры по расширению возможностей существующих в стране систем социальной защиты для выявления, отслеживания и учета несопровождаемых детей. Затем эти системы пытаются воссоединить детей с их семьями или предоставляют им временную защиту с целью оградить детей от риска стать жертвами торговли людьми и жестокого обращения. «Голубые точки» служат платформой для выявления несопровождаемых детей: подготовленные сотрудники применяют механизм проверки в рамках художественной программы, проводимой в этих безопасных местах.
Менее чем за три недели Молдова приняла 200 тысяч беженцев. Это как минимум половина населения столицы страны – Кишинева. Остальные беженцы решают продолжить путь и направляются в Румынию или в другие страны Европейского союза. Независимо от своего выбора просители убежища могут получить немедленную поддержку от местных властей Молдовы, включая питание, жилье и транспортные услуги.
Правительство Молдовы создало несколько эффективных партнерств для размещения украинских матерей и детей: свои двери для них открыли местные гостиницы и университетские общежития. Многие другие женщины и дети размещаются во временных убежищах: театры, тренажерные залы, спортивные стадионы, баскетбольные площадки и целый ряд других объектов были оперативно превращены в жилье. Выставочный центр MoldExpo – место проведения торговых выставок – также обрел новое предназначение. Секции, на которые он разбит и которые используются для проведения коммерческих мероприятий, превратились в крошечные дома с кроватями, матрасами и подушками для новых жителей центра.
По прибытии в выставочный центр MoldExpo наша группа сразу заметила разницу между обстановкой в центре и условиями в Паланке. Большинство семей выглядели спокойными и отдохнувшими. Теперь у них был доступ к горячему питанию, электричеству и водопроводной воде. Учитывая разнообразие продуктов в кухонных помещениях центра, также можно предположить, что питание больше не является проблемой. Однако для многих матерей с маленькими детьми поиск надлежащих питательных веществ, продолжение грудного вскармливания или профилактика младенческой диареи остаются сложными задачами.
Еще одна невидимая опасность, которая сегодня нависла почти над каждым сборным центром, связана с высоким риском вспышки инфекционных заболеваний. В последние пять лет Украина неоднократно сталкивалась со вспышками заболеваний, предупреждаемых с помощью вакцин. Так, вспышка полиомиелита продолжается в стране по сей день, а последний случай вызванного им паралича был подтвержден в феврале. Поскольку эта калечащая болезнь не признает границ, теперь она угрожает каждому непривитому ребенку в регионе. Учитывая, что многие украинские дети не получили обязательных прививок из-за связанных с войной сбоев в работе системы здравоохранения, мы должны обеспечить им доступ к иммунизации сразу по прибытии таких детей в принимающие страны. ЮНИСЕФ уже решает с правительством Молдовы вопрос о развертывании услуг по иммунизации для самых маленьких беженцев и их семей.
Проведя некоторое время в выставочном центре MoldExpo, мы смогли увидеть, как он превращается из пустого помещения с кроватями и подушками в структурированное пространство, учитывающее особенности детей. Были созданы «голубые точки», и к художественной программе присоединились первые дети. Молдова уже открыла свои учебные центры и центры дневного ухода для украинских просителей убежища, и на сегодняшний день в них зачислен 191 ребенок. Доступ к качественному дошкольному и школьному образованию знаменует собой начало новой жизни как для них, так и для их родителей. При этом в Украине тысячи детей лишены возможности учиться, поскольку их семьи застряли в дороге или до сих пор находятся в бомбоубежищах.
Мы все еще далеки от понимания всех уровней беспрецедентного влияния, которое война в Украине оказывает на наши сообщества. Однако после посещения Молдовы на прошлой неделе мне кое-что стало ясно. Война в Украине – это не просто какой-то кризис. Это прежде всего кризис защиты детей – кризис, который повлияет на весь регион.
Афшан Хан – Региональный директор ЮНИСЕФ по странам Европы и Центральной Азии, представитель ЮНИСЕФ при ООН в Женеве и специальный координатор по вопросам кризиса, связанного с беженцами и мигрантами, в Европе. Проработала в Организации Объединенных Наций, в основном в ЮНИСЕФ, 25 лет, принимая участие в мерах по ликвидации последствий ряда крупнейших гуманитарных кризисов нашего времени, начиная с землетрясения и цунами в Индийском океане и заканчивая нынешней ситуацией в странах, затронутых сирийским конфликтом.