Вакцинация и диабет: «Трезво подходите к здоровью детей»
Как мама 16-летнего подростка с сахарным диабетом преодолела скепсис в отношении вакцин от COVID-19 и гриппа

Шесть лет назад жизнь семьи Ерулановых навсегда изменилась — врачи поставили 9-летнему Ерасылу диагноз «диабет первого типа». Этому предшествовали характерные симптомы, вызов «скорой» и госпитализация в реанимационное отделение. Там врачи и выяснили, что организм мальчика вырабатывает недостаточно инсулина, и теперь ему необходимо ежедневно вводить себе этот гормон для регулирования уровня сахара крови. По последним подсчетам, более 1,2 млн детей и подростков в мире живут с диабетом первого типа[1].
«Я это спокойно восприняла, потому что я человек здравомыслящий. Он тоже спокойно отнесся к этому диагнозу. У нас не было паники. Конечно, мы волновались, у нас были переживания. Было страшно, больно, но мы научились и живем с этим», — говорит мама Ерасыла, Айжан Еруланова. Основные сложности были связаны с необходимостью менять устоявшийся образ жизни, вспоминает она. Например, отныне
школьнику нужно было питаться исключительно по графику и вести скрупулезный подсчет хлебных единиц.
«Сложности были с глюкометром. Замеры очень напрягали нас. Ну и до сих пор у нас нет автоматики, мы на электронику не переходили. Нам больница выдает тест-полоски, шприц-ручки, и мы этим пользуемся. Он адаптировался. Я тоже привыкла. Сложно, но куда деваться?», — делится Айжан.
Сегодня женщина преподает в Восточно-Казахстанском техническом университете. 16-летний Ерасыл учится на электромеханика в Усть-Каменогорском высшем политехническом колледже, увлекается компьютерами, учит английский язык и занимается спортом.

В конце прошлого года Айжан увидела в чате, где состоят родители детей с диабетом, объявление о тренинге, организуемом Диабетической Ассоциацией Республики Казахстан (ДАРК) совместно с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Мероприятие было посвящено мифам о плановой иммунизации и вакцинации против COVID-19, а также вопросам заботы о детях с диабетом после COVID-19, профилактическим мерам и мерам безопасности во время пандемии. Айжан решила поучаствовать, вместе с ней в тренинге приняли участие 70 родителей.
«Я впервые в жизни была на мероприятии, организованном для детей с сахарным диабетом. Такие мероприятия надо почаще проводить. И не только родителей надо приглашать, а детей — тоже», — делится впечатлениями Айжан. Она отмечает, что в Усть-Каменогорске родителям иногда не хватает даже базовой информации о том, как устроить жизнь детей с диабетом. «У нас в городе такие тренинги не проводятся. Даже, по-моему, школы [диабета] не проводятся… Я уже молчу про вакцинацию», — добавляет Айжан.
К слову, по поводу плановой иммунизации у нее никогда не было сомнений: «Мы все прививки плановые от рождения до 10 лет получили. У него есть паспорт прививочный, я четко слежу. К вакцинации мы относились положительно», — Айжан рассказывает про себя и сына. Однако пандемия коронавируса, признается женщина, застала семью врасплох: «У нас у всех была паника. Мы не знали, как нам теперь быть. А если ребенок где-нибудь подхватит вирус, как мы будем справляться? Потому что у нас есть ведь основной диагноз…».

Лечащий врач ничего про прививку от COVID-19 Айжан и Ерасылу не говорил, а в интернете была лишь «негативная информация про вакцинацию, когда самая первая партия этих вакцин пришла в Казахстан», замечает Айжан. В то время разговора о необходимости прививать детей с диабетом не было, говорит она. Только на тренинге ДАРК Айжан узнала, что «детям с диабетом надо делать эту прививку».
Люди с диабетом подвержены более высокому риску серьезных осложнений от болезней, которые можно предотвратить с помощью вакцин. Они также находятся в зоне повышенного риска заражения гепатитом В и развития осложнений гриппа и пневмококковой инфекции по сравнению с обычным населением[2]. Айжан с этим полностью согласна: «Надо вакцинировать, заранее получить любую вакцину — от гриппа, коронавируса, коклюша, дифтерии. Чтобы не было затем осложнений, потому что последствия будут нехорошими. Грипп — как он был, так и есть. И надо получать вакцину от гриппа нашим детям с диабетом. От коронавируса тоже надо было получить вакцину».
При этом женщина, хоть и не сомневается в пользе вакцинации, предпочитает со всей ответственностью подходить к вопросу: прежде чем поставить Ерасылу прививку от коронавируса, семья обязательно проконсультируется с врачом. «Сейчас у него пубертат — возраст, когда ребенок растет. В это время сахара повышенные. С высокими сахарами нельзя вакцинироваться. Прежде мы бы сахара урегулировали», — объясняет Айжан. Несмотря на столь рациональный подход, она признает, что окружающие мифы о прививках все же иногда пагубно влияют на её решения.

Так, например, в этом сезоне Ерасыл не получил прививку от гриппа — в мессенджерах активно рассылали сообщения о смертельной опасности вакцины. В действительности небезопасность профилактических прививок входит в число самых распространенных ложных нарративов об иммунизации. При лицензировании вакцину тщательно тестируют на безопасность и эффективность. После лицензирования продолжают мониторинг, и любые серьезные побочные действия основательно расследуются.
Мифам о вакцинации и сахарном диабете была посвящена и часть тренинга, в котором участвовала Айжан. Обращаясь к родителям детей с диабетом, которые все еще сомневаются в необходимости вакцинации, она говорит: «Здоровье вашего ребенка — в ваших руках, поэтому трезво подходите к здоровью своих детей, своему здоровью. Это очень важно. Лучше предупредить, чем потом бороться с последствиями. Лучше уж в легкой форме грипп перенести, чем переболеть с последствиями». Кстати, изучение эпидемий гриппа показало, что вакцинация более чем на 70% снижает число госпитализаций среди пациентов с диабетом[3]

Сегодня Айжан с сыном ждут звонка от медсестры из поликлиники — семья готовится вакцинироваться от дифтерии и столбняка. Согласно национальному календарю эта вакцина вводится детям в 16 лет и затем каждые 10 лет. Сама Айжан тоже регулярно получает АДС-М. «Надо прививаться, чтобы предотвратить риск заболевания — будь это туберкулез или краснуха. Это, как говорится, информирован — значит, вооружен. Получил организм вакцину — он защищен», — убеждена мама Ерасыла.
[1] IDF Diabetes Atlas | Tenth Edition, 2021
[2] American Diabetes Association, 2019
[3] Colquhoun et al., 1997