От менторства к диалогу на равных

Как онлайн-курс по инклюзивному смешанному обучению вдохновляет учителей и развивает их цифровые навыки

Маргарита Бочарова
Учитель биологии проверяет работу учеников
UNICEF/2022/IrinaVolzhenina
20 Июнь 2022

Инна Жилевская — учитель биологии с 27-летним стажем. «За все время работы в школе не было ни разу, ни одной ситуации, ни одной мысли не возникало, что я не на своем месте», — говорит она. Инна получает удовольствие от работы, но в последние годы — с распространением COVID-19 — ее деятельность была связана с такими вызовами как полная изоляция от учеников и коллег, ненормированный рабочий день, технические заминки во время онлайн-уроков, обилие цифровых образовательных инструментов. Одним из способов справиться с ними для учителя биологии из Риддера стал интенсивный онлайн-курс по инклюзивному смешанному обучению, проведенный при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане.

О месте своей работы — школе-лицее № 1 — Инна Владимировна отзывается с заметной теплотой. По её словам, случайных людей в учебном заведении нет, а дети «очень активны в учебе и общественной жизни».

Учитель биологии в школе-лицее №1. Риддер, Казахстан.
UNICEF/2022/IrinaVolzhenina
Учитель биологии Ирина Жилевская в кабинете биологии в школе-лицее №1. Риддер, Казахстан.

«Что мне еще импонирует в лицее? Знаете, люди работают и всегда готовы помогать друг другу», — продолжает она. Методическая поддержка коллектива помогла Инне Владимировне, в конечном итоге, найти подход ко всем ученикам — в том числе, с особыми образовательными потребностями (ООП).

В послужном списке Жилевской — работа с детьми с аутизмом, дислексией, детским церебральным параличом и другими особенностями интеллектуального развития. С некоторыми из ребят Инна Владимировна занимается на дому, другие посещают школу.

«Они были все включены в обыкновенные классы, без разделения. Я считаю, как раз в этом инклюзия и проявлялась», — учитель биологии вспоминает годы своей работы в 16-й средней школе.

Тот опыт научил педагога не акцентировать внимание на особенностях учеников и с пониманием относиться к объективным трудностям, возникающим у них в процессе учебы.

Ирина Жилевская проводит занятие с учеником
UNICEF/2022/IrinaVolzhenina
Ирина Жилевская проводит занятие с учеником Георгием Шуниным в школе-лицее №1. Риддер, Казахстан.

Еще один важный урок Инна Владимировна извлекла, когда несколько лет назад в школах республики стали практиковать деление учеников в классе на группы в зависимости от их успеваемости.

«Я, сколько ни пробовала, мне категорически не нравится такой подход. Нарушается психологический комфорт, дети очень все это знают и чувствуют, поэтому я не люблю эту форму. Я применяю такой [подход] — вовлечение в группы смешанного состава», — делится педагогическим опытом Жилевская.

Участие в онлайн-курсе по инклюзивному смешанному обучению только обогатило арсенал методов вовлечения детей в процесс обучения, подмечает Инна Владимировна.

Ирина Жилевская на уроке биологии с учениками
UNICEF/2022/IrinaVolzhenina
Ирина Жилевская на уроке биологии с учениками школы-лицея №1. Риддер, Казахстан.

При поддержке ЮНИСЕФ 3-дневный курс был разработан Международным технопарком IT-стартапов «Astana Hub» для учителей начальных и средних общеобразовательных школ с целью освоения базовых понятий инклюзии. Занятия для педагогов проходили на отечественной образовательной платформе okoo.kz.

Помимо теоретических знаний Инна Владимировна вместе с коллегами по всему Казахстану получила практические приемы для работы с детьми с ООП, а также широкий список цифровых образовательных инструментов для смешанного обучения. С ноября 2021 года по март 2022 года в онлайн-курсе приняли участие более 11 тысяч учителей с 11 областей республики.

«Объем материала, который предлагался, на мой взгляд, был достаточно оптимален. Мне понравилось качество видеоматериалов. [У тренеров] хорошая речь, приятный тембр голоса, хороший темп», — описывает свои впечатления от курса Жилевская.

Она особенно довольна тем, что участникам предлагали самостоятельно определять режим освоения материала и в процессе обучения чередовать разные формы деятельности. «Это с педагогической точки зрения очень выигрышный момент», — говорит Инна Владимировна. В результате, почти 80% учителей, зарегистрированных на онлайн-курс, успешно дошли до конца обучения. Количество казахстанских педагогов, оценивающих на «отлично» свои знания в области инклюзивного обучения, увеличилось в три раза.

Жилевская смело относит себя к последним: «Большая польза [онлайн-курса в том], что расширились и мои представления о равных возможностях для каждого ребенка и человека. У меня действительно было представление, что инклюзия — это именно вовлечение детей с ограничениями по здоровью (физическому, психическому) в общую среду, их социализация». Теперь Инна Владимировна понимает, что понятие «инклюзия» этим не ограничивается и включает в себя «взаимопонимание между людьми разного возраста, разных поколений, разного социального статуса, разного уровня образования, разного материального обеспечения».

Ученики делают задание во время урока
UNICEF/2022/IrinaVolzhenina
Ученики Ирины Жилевской делают задание во время урока. Риддер, Казахстан.

Инна Владимировна много обсуждала эти профессиональные нюансы с коллегами — онлайн-курс предоставил ей такую возможность. «Живое общение с другими педагогами — это большой плюс именно этих курсов. Люди делились тем, что у них в школах происходит. [Педагоги] были разные: те, у кого мало детей [с ООП] в круге преподавания, и те, у которых много таких детей в обучении», — рассказывает учительница. Она вспоминает, что особенно эмоциональным выдалось обсуждение о стереотипах: как по-разному участники образовательного процесса воспринимают совместное обучение детей без инвалидности и детей с инвалидностью.

Сегодня у Инны Владимировны всего один ученик ООП — мальчик с ДЦП обучается дома и несмотря на некоторые трудности с вербальным самовыражением «учится очень достойно». Жилевская признается, что после онлайн-курса задумалась о необходимости изменений в устоявшейся системе их взаимоотношений: «У меня появился интерес что-то новое вносить в урок, в каких-то нюансах менять мое поведение, мое отношение — переходить со стороны ментора, который обучает, давлеет, нависает над учеником, и немножечко включать еще элементы диалога, другие приемы и методы использовать».

Цифровой инструментарий педагога пополнился такими платформами как Zoom, Google Classroom, LearningApps и несколькими отечественными.

Ирина Жилевская у себя дома.
UNICEF/2022/IrinaVolzhenina
Ирина Жилевская у себя дома. Риддер, Казахстан.

«Очень много прогрессивного я для себя узнала, как пользователь. Сейчас, когда мы вошли в учебу офлайн, можно не на платформах работать, а оттуда материал извлекать и его использовать, включая [в урок]», — отмечает Инна Владимировна. Освоение новых онлайн-инструментов, признается она, не только поднимает самооценку, но и по-настоящему вдохновляет. «Ко мне идеи начинают приходить, понимаете? То есть это как такой глоток свежего воздуха», — делится собеседница.

Инна Владимировна искренне желает, чтобы как можно больше учителей из общеобразовательных школ прошли онлайн-курс по инклюзивному смешанному обучению. Только так, по её мнению, в педагогическом сообществе и в отдельно взятых школах будут появляться группы единомышленников, способные создавать инклюзивную среду и помогать в этом друг другу. В необходимости такой работы Жилевская теперь не сомневается.

«Внутри общества надо особенным образом быть внимательным к нюансам, которые разделяют людей, и находить пути для того, чтобы объединять между собой родителей, педагогов и детей», — подчеркивает она.