Культивируя роль отцов: истории пап

Папы из разных сфер поделились своим опытом, историями и вдохновляющими примерами отцовства

UNICEF
Representative in Kazakhstan Artur with his child
UNICEF/Family archive of Arthur van Diesen
20 Июнь 2019

В преддверии международного Дня Отца 14 июня была организована пресс-встреча, где папы из разных сфер поделились своим опытом, историями и  вдохновляющими примерами отцовства.

Целью встречи было активизировать казахстанских отцов в уходе, заботе и воспитании детей, чтобы они проводили качественное время со своими детьми, так как согласно статистике только 6.6%  отцов активно занимаются своими детьми дошкольного возраста. Это означает, что почти каждый 10 ребенок остается без внимания и заботы отца, тогда как для здорового развития и становления ребенка очень важна роль отца.  

Своими историями поделились - представитель Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане Артур ван Дизен, телеведущий Данияр Кошкарбаев, основатель “Аутизм. Доступная среда” и Заместитель председателя ОО “Союз Отцов” Руслан Казыбаев, юрист и онлайн инфлюенсер Медет Усеров.

Представляем вашему вниманию их истории.

Артур ван Дизен на пресс-завтраке, посвященном отцовству
UNICEF/Askarov

Представитель ЮНИСЕФ в Казахстане, отец 4-х детей - Артур ван Дизен:

«Как отца четверых детей – трех дочерей и сына – 6.6% вовлеченных отцов расстраивает тем, что более 90% казахстанских отцов упускают удивительную возможность быть частью жизни своих детей.

Поэтому позвольте мне поделиться своими мыслями и личной историей. Может быть, я вдохновлю своим примером хотя бы одного мужчину – уже папу или будущего отца.

Для начала, хочу подчеркнуть, что родительство – сложная работа. Это целое путешествие, полное открытий, взлетов и, если не падений, то по крайней мере (порой) уж очень сложных моментов. Мы растем вместе со своими детьми. Мы учимся падать и снова подниматься. Это может быть тяжело, особенно в первый раз и особенно, если у вас не было ролевой модели – если не было отца, на которого можно было бы равняться.

Это целое путешествие, полное открытий, взлетов и, если не падений, то по крайней мере (порой) уж очень сложных моментов. Мы растем вместе со своими детьми. Мы учимся падать и снова подниматься. Это может быть тяжело, особенно в первый раз и особенно, если у вас не было ролевой модели – если не было отца, на которого можно было бы равняться.

У меня был прекрасный, любящий отец. Но он мало уделял нам внимания. Он много работал и когда добирался до дома, то был уже не в силах проводить с нами время. Я до сих пор помню те несколько раз, когда он укладывал нас спать, потому что я могу сосчитать их на пальцах одной руки.

Поэтому став отцом, я очень старался быть частью жизни своих детей, даже если у меня это не всегда получалось. Я далеко не идеальный отец, но я действительно много времени уделял и уделяю своим детям. И я твердо знаю, что это оказало огромное положительное влияние не только на моих детей и наши с ними отношения, но и на меня лично.

Выходит, отцовство может меняться от поколения к поколению. То есть - мы, современные папы, можем измениться, если захотим. Так давайте вдохновлять своим примером наших сыновей.

А если вы не знаете, с чего начать, я бы сказал, что самое главное - просто начать проводить больше времени со своими детьми. И я имею ввиду не просто находиться в одной комнате или смотреть телевизор, но проводить качественное время друг с другом. Легче всего начать с вещей, которые вам действительно нравятся. Для некоторых пап это может быть занятие спортом, для других – прогулка или домашняя работа.

Самое главное - просто начать проводить больше времени со своими детьми. И я имею ввиду не просто находиться в одной комнате или смотреть телевизор, но проводить качественное время друг с другом. Легче всего начать с вещей, которые вам действительно нравятся. Для некоторых пап это может быть занятие спортом, для других – прогулка или домашняя работа.

Arthur reading to his daughter Laura
UNICEF/Family archive of Arthur van Diesen

В моем случае – это чтение детям. С самого детства я сам был заядлым читателем. И чтение для моих детей - это то, чего я до сих пор с нетерпением жду каждый вечер.

Я начал читать своим детям почти со дня их рождения. Некоторые из моих друзей и родственников считали это странным, говорили, что это бессмысленно, ведь ребенок ничего не понимает. Но это они не понимают или не знают, что чтение стимулирует развитие языка еще до того, как дети начинают говорить.

Когда дети растут, чтение также стимулирует их воображение и творческий потенциал. Я помню, как мои старшие дочери разыгрывали свои любимые сказки снова и снова. Я также считаю, что чтение способствует воспитанию у детей уважения к книгам и прививает им привычку к чтению, что принесет им пользу на всю жизнь.

Когда дети растут, чтение также стимулирует их воображение и творческий потенциал. Я помню, как мои старшие дочери разыгрывали свои любимые сказки снова и снова. Я также считаю, что чтение способствует воспитанию у детей уважения к книгам и прививает им привычку к чтению, что принесет им пользу на всю жизнь.

Но больше всего мне просто нравится быть рядом и ощущать ту крепкую связь, которая формируется между мной и моими детьми в эти сокровенные 15 минут перед сном. Надеюсь, что мои дети будут читать мне, когда с возрастом мои глаза будут слишком слабые для этого.

Напоследок, отцам Казахстана я хочу сказать – сделайте себе самый ценный подарок в этом году. Проводите больше времени со своими детьми каждый день. Даже если это всего лишь дополнительные пять минут разговора, истории или игры. Вы получите огромную пользу, равно как и ваши дети. С днем ​​отца!»

Известный телеведущий Данияр Есен на пресс-завтраке рассказал о своей истории отцовства
UNICEF/Askarov

Известный телеведущий, отец 2-х дочерей - Данияр Есен:

«У меня две дочки 13 и 8 лет. Когда родилась наша младшая, мы мигом переключились на нее. Умилялись ее лепету и сладким выходкам. В это время наша старшая дочь осталась в стороне. Оказывается, она со слезами призналась психологу, что мы ее не любим и она нам не нужна.

После этого я пересмотрел свои взгляды, и мы с ней много разговаривали о возникшей проблеме. Начал уделять дочери больше времени, говорил, какая она красивая, начал часто баловать.

Но одного специально выделенного часа не хватит, нужно постоянно духовно быть на связи. Это ведь не сложно позвонить и узнать как идут дела. Не бывает так, что мы работаем все 24 часа в сутки. Каждый способен выделить хотя бы 15 минут качественного времени для своих детей.

Я со своими детьм общаюсь на разные темы. Мы обсуждаем, например, и выборы, и гендерное равенство, и права ребенка, и пр. В основном родители задают детям банальные вопросы: «Как дела? Не голоден? Что тебе купить? Вернулся из школы?». А на самом деле с детьми нужно разговаривать и обсуждать разные темы.

В основном родители задают детям банальные вопросы: «Как дела? Не голоден? Что тебе купить? Вернулся из школы?». А на самом деле с детьми нужно разговаривать и обсуждать разные темы.

В казахском обществе мужчины не придают особого значения воспитанию детей. И нашему обществу нужно избавляться от старых стереотипов.

Нужно повышать роль отца. Бытует мнение, что «мужчина — человек улицы, а женщина — человек очага». Я в корне не согласен: сам, например, в свободное время могу помыть посуду, помочь убрать дом и не стыжусь этого.

Данияр Есен с двумя дочерями
UNICEF/Askarov

Нужно повышать роль отца. Бытует мнение, что «мужчина — человек улицы, а женщина — человек очага». Я в корне не согласен: сам, например, в свободное время могу помыть посуду, помочь убрать дом и не стыжусь этого.

Если мужчина считает, что главная его задача только приносить деньги, он не может предвидеть, какими вырастут его дети и как они вообще воспитаны.

Я считаю, что нам нужно постоянно проводить разъяснительную работу в отдаленных регионах страны, чтобы  культивировать роль отца в семье».

 Руслан Казыбаев
UNICEF/Askarov

Основатель “Аутизм. Доступная среда”, Заместитель председателя ОО “Союз Отцов”, отец особенного ребенка и 3-х детей - Руслан Казыбаев:

«Я женат и воспитываю троих детей. Моему старшему сыну с особыми потребностями сейчас четырнадцать лет. Когда к полутора годам ребенок еще не заговорил, моя супруга начала переживать. Конечно, мы надеялись, что все самой собой наладится. Нас также тревожило и то, что сын уходил в себя, мало общался с другими детьми, если не мог что-то объяснить, то мог даже побить другого ребенка.

Когда сыну исполнилось 4 года, мы решили повезти его в Москву, чтобы проконсультироваться с врачом, психологом и, если потребуется, пройти необходимый курс неврологического лечения и коррекции. Нам сказали, что у нашего сына ранний детский аутизм.

Сейчас ситуация улучшается, он социально адаптируется, посещает общественные места, может ездить в общественном транспорте. Сейчас мы занимаемся с сыном «трудотерапией». Это поможет ему в будущем заниматься определенным видом деятельности и даже, надеемся, получить оплачиваемую работу. 

Сейчас мы занимаемся с сыном «трудотерапией». Это поможет ему в будущем заниматься определенным видом деятельности и даже, надеемся, получить оплачиваемую работу. 

Помню, мы как-то решили обратиться к китайской медицине. В военном госпитале в городе Урумчи очень много наших соотечественников из стран бывшего содружества. Мой пятилетний летний сын на бытовом уровне был самостоятельным, то есть сам умывался, ходил в туалет, пользовался приборами … И тут я увидел, как хрупкая женщина поднимает подростка сына, чтобы поменять ему подгузник... Конечно, как у любого нормального человека, у мужчины, у меня что-то произошло в сознании. Я понял, что на женщинах и так непомерно большая ответственность и забота о детях, а тут еще и ребенок с диагнозом, а за ним смотрит только мама. Я и сам до определенного возраста сыном мало занимался, а как только понаблюдал за этой женщиной с ее сыном-подростком, я понял, что с женщиной нужно делить эти обязанности. Ведь женщина тоже должна эмоционально и физически отдохнуть, сходить в салон красоты, в кино. А почему нет?

Конечно, как у любого нормального человека, у мужчины, у меня что-то произошло в сознании. Я понял, что на женщинах и так непомерно большая ответственность и забота о детях, а тут еще и ребенок с диагнозом, а за ним смотрит только мама. Я и сам до определенного возраста сыном мало занимался, а как только понаблюдал за этой женщиной с ее сыном-подростком, я понял, что с женщиной нужно делить эти обязанности.

Таким образом, к вопросу ответственного отцовства, а точнее к осознанию того, что существует такая проблема, я пришел через свой собственный опыт, через своего ребенка. Когда наша семья начала больше общаться с другими людьми со схожими проблемами, я увидел, как мамы детей с особыми потребностями остаются один на один с диагнозом своего ребенка. Возможно, раньше я не придавал этому значения или внимания, но, когда проблема коснулась нас самих и меня, в частности, я понял, что очень часто почти все заботы о детях ложатся на женщину.

Допустим, даже если семья распалась, заботы о детях остаются на бывшей супруге, то есть отец вычеркивает из своей жизни своих детей. Как будто можно развестись и с детьми. Меня это возмущало, но я считал, что это личное дело каждого. Я узнал, что и потом эти отцы не поддерживают своих детей с особыми потребностями, более того они обвиняют в этом бывших жен. Также зачастую родственники со стороны мужа настроены агрессивно, идет колоссальное давление на мать и на ребенка и бедной женщине становится легче отказаться от своих прав.

В 2017 году после знакомства с диагнозом сына, я задался целью создать благоприятную среду для детей с особыми потребностями, для чего основал Частный Фонд «Autism. Доступная среда». Основной целью фонда вижу создание доступной среды для людей с аутизмом в Казахстане. К примеру, мы работаем над тем, чтобы у всех детей с особыми потребностями был равный доступ к получению качественной помощи.

 А в 2016 году со мной связался ныне покойный Куаныш Джуматаев и рассказал о деятельности ОО «Союза Отцов» Казахстана. Мы встретились и после знакомства Куаныш предложил стать его заместителем. Мне понравилась сама идея создания Союза отцов и его миссия, а также во многом наши взгляды совпадали. Так началась наша дружба и моя деятельность в Союзом.

Что мы предлагаем?

Мы хотим создать Советы Отцов в каждом регионе Казахстана, которые в последующем будут открывать Советы Отцов в школах. Через эти советы мы будем вовлекать активных, ответственных отцов, которые будут вести работу непосредственно в школах путем проведения мастер-классов, тренингов, регулярно проводить слеты. Как говорит наш российский коллега Юрий Соленов, "не бывает чужих детей, есть дети нашего окружения».

Мы хотим создать Советы Отцов в каждом регионе Казахстана, которые в последующем будут открывать Советы Отцов в школах. Через эти советы мы будем вовлекать активных, ответственных отцов, которые будут вести работу непосредственно в школах путем проведения мастер-классов, тренингов, регулярно проводить слеты.

Медет Усеров
UNICEF/Askarov

Юрист и онлайн инфлюенсер, отец 2-х детей - Медет Усеров.

«Папа это не тот, кто сурово смотрит исподлобья или изредка спрашивает, как дела у своего ребенка. Я уверен, что сегодня здесь собрались осознанные родители. Те, кто понимают, что значит быть отцом на самом деле.

Я всегда это понимал, я сам вырос в такой семье, поэтому отцовство мне было в радость. Мой отец работал на заводе и иногда работал в ночную смену, однако, когда он был дома, он проводил время со мной и с моим братом. Он тренировал нас боксу, делал вместе уроки, а сказки, которые папа рассказывал мне на ночь, до сих пор актуальны уже для его внуков.

У меня двое мальчуганов, которых я зову супергерои. Я каждый день укладывал своих детей, поднимал и отводил в садик, в школу, забирал, играл, гулял и радовался их успехам. И вдруг я лишился возможности наслаждаться этим каждый день.

У меня двое мальчуганов, которых я зову супергерои. Я каждый день укладывал своих детей, поднимал и отводил в садик, в школу, забирал, играл, гулял и радовался их успехам. И вдруг я лишился возможности наслаждаться этим каждый день.

Так вышло, что три года назад мы с бывшей супругой приняли решение расторгнуть брак. Но я понимал, что после развода дети бывшими не становятся. Мои супергерои не стали любить меня меньше, они даже стали еще больше нуждаться в моем внимании. Мой старший занимается дзюдо и за день до соревнований он просит, чтобы я забрал его, утром он ждет чемпионского завтрака, который я ему приготовлю, и потом мы едем на соревнования. Так сын чувствует себя более уверенным.

После развода дети уехали со своей мамой на 10 дней в другую страну. Это были самые долгие 10 дней в моей жизни. Я помню нашу встречу в аэропорту. Увидев, как дети заплакали и побежали ко мне, сам не сдержал слез. Меня переполняли чувства и мысли о том, что теперь я буду делать все, чтобы дети не ощутили мое отсутствие в их жизни. И три года спустя должен сказать, что мне это удается.

С момента развода я понял, что правильные отношения бывших супругов помогают ребенку как можно легче перенести развод. Еще я понял, что дети любят родителей по-разному. Не больше или меньше, не сильнее или менее. Они знают, что их мама любит их безусловно, а что папе нужно иногда что-то показать или доказать. Мои дети ценят, когда по их желанию они могут поехать ко мне или к маме. У них есть свобода выбора и я уверен, что они благодарны за это родителям.

С момента развода я понял, что правильные отношения бывших супругов помогают ребенку как можно легче перенести развод. Еще я понял, что дети любят родителей по-разному. Не больше или меньше, не сильнее или менее. Они знают, что их мама любит их безусловно, а что папе нужно иногда что-то показать или доказать.

Я рад, что с мамой моих детей я смог остаться в хороших отношениях. И, поверьте, это может каждый из вас. Я призываю всех отцов начать отношения с Вашими детьми заново, неважно, живут они в полной семье или нет, с мамой или папой. Не лишайте детей отцов. Я не говорю про алименты, я говорю про Ваше присутствие, про воспитание, про тот моральный аспект, который вы сможете дать своим детям. Ловите моменты радости, не упускайте ни одной улыбки, ни одной слезы, будьте вместе с детьми, и я искренне желаю Вам, чтобы слово «папа» вы слышали вместе со звонким смехом Ваших детей, даже если им будет сорок лет».

Я призываю всех отцов начать отношения с Вашими детьми заново, неважно, живут они в полной семье или нет, с мамой или папой. Не лишайте детей отцов. Я не говорю про алименты, я говорю про Ваше присутствие, про воспитание, про тот моральный аспект, который вы сможете дать своим детям.