Предотвращение детских браков

ЮНИСЕФ работает в целях прекращения практики детских браков – нарушения прав, губительного для здоровья и жизненных перспектив детей, в первую очередь девочек.

Две девочки склонились над партой: одна из них доделывает школьное задание.
UNICEF/UNI156860/Pirozzi

Проблема

Детские браки (вступление в (не)официальный брак до достижения 18-летнего возраста) имеют губительные последствия для девочек. Подобная практика препятствует завершению их образования, ставит под угрозу их здоровье, подвергает их насилию и заключает девочек в тиски нищеты, тем самым подрывая жизненные перспективы и потенциал девочек. 

В некоторых частях региона Европы и Центральной Азии детские браки могут отражать укоренение гендерных установок, которыми закрепляются стереотипные роли девочек и девушек и ограничиваются их возможности. Детские браки зачастую увязаны с патриархальным отношением к девочкам, в том числе с необходимостью охранять «честь семьи».

Именно девочки чаще всего вступают в детские браки

Хотя некоторые мальчики женятся до достижения 18-летнего возраста, в большинстве случаев именно девочки оказываются в детском браке – чаще всего против их воли и с серьезными последствиями.

Хотя доля официально зарегистрированных браков девочек в возрасте 15–19 лет в регионе колеблется от немногим более 2 процентов в Украине до 23 процентов - в Турции, истинный показатель может быть значительно выше, так как многие детские браки являются незарегистрированными.

Показатели детских браков зашкаливают в маргинализованных сообществах, в том числе среди  девочек рома в Юго-Восточной Европе. В некоторых районах Балкан половина всех женщин рома, возраст которых составляет 20–24 года, вышли замуж до того, как им исполнилось 18 лет; при этом страновой показатель – всего лишь 10 процентов.

Распространенность детских браков стремительно растет и в некоторых районах Кавказа, Центральной Азии и в Турции, особенно в среде беженцев и мигрантов. Пик заключения детских браков приходится на периоды гуманитарных катастроф вследствие социального и экономического давления и опасений по поводу безопасности девочек. Например в ходе обследования, проведенного в 2014 году, выяснилось, что средний возраст вступления в брак среди сирийских беженок в Турции – от 13 до 20 лет, при этом многие родители сообщили, что в нормальных обстоятельствах не отдали бы дочь замуж так рано.

Детские браки создают серьезную угрозу для девочек

После замужества мир девочки «сужается». Девочки-невесты оказываются в изоляции от родной семьи, друзей и местного сообщества, подвергаются насилию, жестокому обращению и эксплуатации. Девочки, рано вышедшие замуж, часто оказываются беременными в возрасте, когда они сами еще дети, а это - немалая угроза для благополучия самой девочки и ее ребенка.

Есть четкая взаимосвязь между распространенностью детских браков и неоконченным школьным образованием: девочки, вышедшие замуж до 18 лет, реже получают полное образование, чем их сверстники, а среди девочек, бросивших школу, выше доля замужних.

Решение

ЮНИСЕФ считает прекращение практики детских браков необходимым условием для расширения прав и возможностей девочек и для их благополучия, и в сотрудничестве с партнерами мы боремся с этим нарушением прав везде, где оно возникает. При этом мы уделяем особое внимание тем девочкам, которые подвержены наибольшей угрозе, помогаем им получить образование и мобилизуем лиц, оказывающих влияние на семьи и на более широкие слои общества, в целях наделения девочек бо́льшим правом контролировать свою жизнь и свои перспективы на будущее.

В разных секторах мы боремся с детскими браками посредством осуществления программ, направленных на ликвидацию многих аспектов этой губительной практики, особенно в маргинализованных сообществах.

В таких разных странах, как Армения, Азербайджан, Босния и Герцеговина, Болгария, Сербия, бывшая югославская Республика Македония и Турция, мы предпринимаем различные шаги для предотвращения детских браков, в том числе поддерживаем работу «горячих линий» и направление девочек в службы, оказывающие им прямую поддержку.

Наши программы созданы на основе крепкой доказательной базы и информации, поступившей от маргинализованных девочек и мальчиков, что помогает расширить права и возможности местных сообществ и укрепить системы, ограждающие детей от вступления в брак, например систему образования и систему социальной защиты.

Для прекращения практики детских браков необходимо решить многие проблемы

Нам известно, что для прекращения практики детских браков необходимо решить те многочисленные проблемы, которые способствуют сохранению данного нарушения прав, такие как гендерное неравенство и дискриминация,  нехватка образования и бедность.

Мы работаем в пяти ключевых областях: 

  • поддерживаем развитие девочек-подростков и их участие в жизни общества;
  • укрепляем правовые системы для защиты прав девочек и мальчиков подросткового возраста;
  • проводим передовые исследования с целью создания крепкой доказательной базы  для информационно-просветительской работы, для разработки политики и программ и для мониторинга прогресса;
  • укрепляем службы помощи подросткам, которым угрожает или которых затронула проблема детских браков, особенно девочкам;  и
  • говорим о необходимости инвестиций в развитие и поддержку девочек и изменение общественных ожиданий, которые сужают жизненные перспективы девочек.

Например на юго-востоке Турции ЮНИСЕФ в сотрудничестве с городским муниципалитетом Газиантеп выявляет причины и случаи заключения детских браков и разрабатывает механизмы их предотвращения. К концу 2017 года данной программой планируется охватить около 50 000 детей и 50 000 родителей.

В Болгарии семейные центры пользуются данными исследований причин детских браков, проведенных при поддержке ЮНИСЕФ, для создания программ по предотвращению таких браков и по увеличению доступа к среднему образованию для девочек из сообществ рома.

В бывшей югославской Республике Македонии программа «Расширение возможностей детей и семей рома для осуществления их прав», осуществляемая организацией рома при поддержке ЮНИСЕФ, мобилизует сообщества рома, организации и группы на осуществление прав детей с особым упором на искоренении детских браков.

Ресурсы

ЮНИСЕФ прилагает все усилия для обеспечения русского перевода представленной здесь информации. Пока эта работа продолжается, не все материалы будут доступны на русском языке. Благодарим за понимание.

Указанные ниже ресурсы по проблеме детских браков – это лишь малая выборка из материалов, созданных ЮНИСЕФ и его региональными партнерами. Перечень регулярно пополняется свежими данными.

Построение более инклюзивных, устойчиво развивающихся и процветающих обществ в Европе и Центральной Азии (2017 г.) – Группа ООН по вопросам развития

Краткий обзор проблем инклюзии и гендерного равенства в Центральной и Восточной Европе, на Кавказе и в Центральной Азии (2016 г.) – ЮНИСЕФ

Насилие над женщинами и девочками в Восточной Европе и Центральной Азии (2016 г.) – «СООБЩА покончим с насилием в отношении женщин», «ООН-женщины», ЮНФПА, ЮНИСЕФ

Сербия: гендерные аспекты жизненного курса в Сербии, отраженные в данных MICS (2015 г.) – ЮНИСЕФ

Preventing child marriage

UNICEF works to end child marriage, a rights violation that undermines the health and prospects of girls, in particular.

Two girls huddle together over a desk while one completes some schoolwork
UNICEF/UNI156860/Pirozzi

The challenge

Child marriage – a marriage or union before the age 18 – has a disproportionate impact on girls. It curtails their education, compromises their health, exposes them to violence and traps them in poverty, undermining their prospects and potential. 

Child marriages in parts of Europe and Central Asia may reflect a hardening of gender attitudes that reinforce stereotypical roles for girls and limit their opportunities. Child marriage is often linked to patriarchal attitudes towards girls, including the need to safeguard family ‘honour’.

Girls account for the vast majority of those who marry as children.

While some boys marry before the age of 18, the vast majority of children who marry are girls, often against their will and with grave consequences.  

While rates of officially registered marriages of girls aged 15 to 19 in the region range from just over 2 per cent in Ukraine to 23 per cent in Turkey,  the true percentages may be far higher, as many child marriages are never registered.

Rates of child marriage spike among marginalized communities in particular, including Roma girls in south-eastern Europe. In parts of the Balkans, half of all Roma women aged 20-24 were married before the age of 18, compared to just 10 per cent nationally.

There are also spikes in child marriage for girls in parts of the Caucasus, Central Asia and in Turkey, especially in refugee and migrant populations. Child marriage increases dramatically during humanitarian emergencies, driven by social and economic pressures as well as concerns about girls’ safety. A survey in 2014, for example, found that the average age of marriage for Syrian refugee girls in Turkey was between 13 and 20 years, with many parents saying that they would not have married off their daughters at such a young age under more normal circumstances. 

Child marriage poses a serious risk to girls.

Once married, a girl’s world narrows dramatically. Child brides experience isolation from their family, friends and communities, as well as violence, abuse and exploitation. Girls who marry early often become pregnant while they are still children themselves, with great risks for their own well-being and that of their babies. 

There are clear links between child marriage and school drop-out, with girls who are married before the age of 18 less likely to be in school than their peers, and girls who drop out of school more likely to be married.

The solution

UNICEF sees ending child marriage as essential for girls’ empowerment and well-being, and we work with partners to tackle this rights violation wherever it occurs. We do so by focusing on those girls who are most at-risk, promoting their education and mobilizing those who influence families and wider society to give girls more control over their own lives and prospects. 

We address child marriage through programming across sectors to tackle the many aspects of this harmful practice, particularly in marginalized communities.

In countries as diverse as Armenia, Azerbaijan, Bosnia and Herzegovina, Bulgaria, Serbia, the former Yugoslav Republic of Macedonia and Turkey, we have taken different steps to prevent child marriage, including support for hotlines and referrals to services that offer direct support to girls.

Our programmes draw on robust evidence, informed by the views of marginalized girls and boys, to empower communities and strengthen the systems that act as a safeguard against child marriage, such as education and social protection. 

Ending child marriage means tackling many challenges.

We recognize that ending child marriage involves tackling the many challenges that perpetuate this rights violation, such as gender inequality and discrimination, lack of education, and poverty. 

Our work covers five key areas: 

  • support for development and participation of adolescent girls
  • strengthening legal systems to protect the rights of adolescent girls and boys
  • carrying out cutting-edge research to build a robust evidence base for advocacy, policies, programmes and tracking progress
  • strengthening services to help adolescents at risk of, or affected by, child marriage, particularly girls, and
  • raising awareness of the need to invest in and support girls, and shifting the social expectations that stifle their prospects.

In southeast Turkey, for example, UNICEF is working with the Gaziantep Metropolitan Municipality to identify causes and cases of child marriages and develop mechanisms to prevent them. The programme aims to reach around 50,000 children and 50,000 parents by the end of 2017. 

In Bulgaria, family centres have drawn on UNICEF-supported research on the causes of child marriage to create programmes to prevent such marriages and promote greater access to secondary schools for girls from Roma communities.   

In the former Yugoslav Republic of Macedonia, the ‘Empowering Roma children and families to exercise their rights’ programme implemented by a Roma organization with support from UNICEF mobilizes Roma communities, institutions and groups to advance the rights of children, with a particular focus on ending child marriages.

Resources