
“Мы не думали, что нам нужна помощь – планировали приехать в Беларусь на маленький срок”
Семья из Украины о 6 месяцах жизни вне дома
- Доступно на:
- русский
- English

Кате 6 лет, но она не любит новогодние праздники. В этом году не любит: Катя вздрагивала от хлопушек и плакала навзрыд от разрывающихся петард. Она слышала такие звуки в родном украинском селе Благодатное, когда три недели жила в бомбоубежище под двухэтажным домом. Потом слышала в Донецке, когда приехала туда вместе с семьей к тете. Сейчас, в белорусском Бресте, Катя слышала такие звуки только под Новый год. В остальное время девочка спокойно гуляет с друзьями на детской площадке, со смехом слетает с ледяной горки, лучше спит по ночам. Но все равно загадывает Деду Морозу заветное желание: вернуться домой, когда там будет тихо.
«В августе мы решили временно выехать в Беларусь к родственникам – на две-три недели. Не планировали ехать надолго, думали: погостим немного, пока ситуация не улучшится» – рассказывает мама Кати – Наталья. «Здесь дети хоть немного стали отходить от всех взрывов и шумов. К сентябрю поняли, что ситуация в Украине не меняется. Тогда решили отдать детей в школу и остаться».
«В никуда мы не решились ехать – поехали к родственникам, добавляет бабушка Кати. «У нас нигде больше родственников нет. Муж болеет, дети – страшно было еще куда-то ехать».

В небольшой квартире в Бресте семья живет всемером: Наталья с детьми – Катей и Максимом, сестра Натальи Настя с дочкой Леной и их пожилые родители. Сейчас мы с женской частью семьи рассматриваем на кухне большую коробку детских сокровищ – поделки из пластилина. Лепить и рисовать – любимое занятие девочек тут. Почти все игрушки остались в Украине.
«Дети категорически не хотели возвращаться, пока там идут боевые действия – им было страшно. Мы понимали, что если мы туда вернемся, то будем подвергать опасности жизни детей и свои. Потому что ты не будешь постоянно сидеть дома, придется выйти на улицу».
«Я ДРУЖУ СО ВСЕМ КЛАССОМ»
В Бресте Лена пошла в 1 класс, Миша – в 8-ой. Катю в сад не отдали, потому что часто болеет. Больше всего переживали за Мишу: примут ли его сверстники в новом классе.
Мише 14. Он не щебечет с нами, как Лена и Катя, мило рассказывая про «секретики». Как Лена дружит с Артемом, Егором и Витей, как ходит в школу с Аней, но сидит за партой все-таки с Женей. Как Катя любит кататься на качелях в игровом центре неподалеку, как ей нравится рисовать и как она подружилась с девочкой по соседству. «Но имя ее постоянно забываю – сложное» – смущаясь, смеется Катя.
Миша серьезен. Из мужчин в семье только он и дедушка. Парень скучает по друзьям в Украине, но не хочет об этом признаваться напрямую. «Все хорошо» – отвечает почти на любой вопрос. Миша любит футбол и компьютерные игры, гулять и ходить в кино.
Параллельно с белорусской школой, Миша продолжает учиться онлайн на украинском.


«Мы переживали, как Мишу примут дети – такой возраст сложный, – делится бабушка. – Но тьфу-тьфу-тьфу – без проблем. Он общается с одноклассниками: в кино ходил, в спортзал с мальчишками».
Наталья подхватывает: «Дети хорошо адаптировались. Школа хорошая, и приняли хорошо. Есть девочки, с которыми Лена общается. Вчера сказала: «Я дружу со всем классом». Во дворе они с Катей играют большой компанией. И рисуют, и на скакалке прыгают. Помню, осенью они какие-то букеты из листочков собирали все вместе и продавали прохожим за 5 копеек» – смеется Наталья.
Девочки рисуют и рассказывают о себе – о любимом предмете в школе, о своих увлечениях.

«А я первая в школе на уроке белорусского сказала, как будет «воскресенье». Няделя! Почти как на украинском – неділя» – гордо рассказывает Лена.
Рисунки хранятся так же заботливо и аккуратно, как и поделки с пластилином. Детский «архив» – рисунки, плетеные браслетики, новые фото – собирается заново. Большинство вещей, в том числе и бумажные фото, остались дома, и, скорее всего, сгорели.
«Дом, где мы жили, сейчас стоит без окон и без дверей. Стены есть. Сгорел гараж. Это то, что было в августе – что теперь, мы не знаем. Сейчас связи с соседями нет. И людей там уже практически нет».
Дома остались любимцы всей семьи – животные.
«Там у нас была земля. Животные остались: кошки, собака – Тобик наш, куры. Сначала соседи ходили кормить, потом уже стало опаснее и опаснее – часть соседей уехали. Они отпустили всех животных на вольные хлеба. И что с ними – мы не знаем. Дети про них спрашивают и смотрят фотографии в телефоне».
В Беларуси семья подала документы на статус дополнительной защиты. После предоставления статуса беженца или дополнительной защиты иностранцы пользуются самыми важными социально-экономическими правами наравне с гражданами Беларуси.

«МЫ НЕ ДУМАЛИ, ЧТО НАМ НУЖНА ПОМОЩЬ»
Как подать документы на статус беженца или дополнительной защиты, куда обратиться за медицинской помощью, за психологической помощью и другими жизненно необходимыми услугами, рассказывают волонтеры в информационных пунктах ЮНИСЕФ в Беларуси и Белорусского Красного Креста.
Наталья и Настя встретились с волонтерами на пограничном переходе в Бресте – в информационном пункте РАЗАМ. Инфопункт поддерживает семьи беженцев с детьми из ближнего и дальнего зарубежья, которые нуждаются в поддержке в Беларуси. Кроме места для получения важной информации, пункт также служит безопасным пространством для детей, где они могут согреться, расслабиться, поиграть и просто побыть детьми в то время, когда все вокруг стремительно меняется.
Пункт создан Белорусским Красным Крестом, ЮНИСЕФ в Беларуси, Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) при поддержке Администрации города Бреста.
«Когда мы ехали в Беларусь, не думали ни про какую помощь – мы же планировали на маленький срок. Мы даже не интересовались о помощи, – рассказывает Наталья. – Это уже здесь нас жизнь заставила остаться и принять помощь.
В инфопункте мы узнали, куда обращаться по поводу занятости (Наталья уже нашла работу, но планирует рассматривать и другие варианты – прим. ред), нам дали телефоны для обращения в случае медицинских вопросов. Много полезной информации. Мы узнали о работе ЮНИСЕФ в Беларуси и Красного Креста и о том, какую помощь от них можно получить».
ЮНИСЕФ в Беларуси передает семьям с детьми из Украины гуманитарную помощь – гигиенические наборы, адресную денежную помощь (сертификаты в детские магазины), оказывает психосоциальную поддержку, помогает предоставлять доступ к образованию, информирует о доступных услугах.

«Я знала, что ЮНИСЕФ активно работает в Украине, но не знала про Беларусь, – продолжает рассказывать Наталья. – Помню про тренинги для детей по минной безопасности. Слышала про денежную помощь переселенцам и дополнительно детям с инвалидностью. Многодетные мамы гуманитарные наборы получали. Была большая работа. Когда я Катей была беременной – в 2016, мне тоже выдавали гуманитарную помощь».
«Такая помощь очень важна – и то, что ЮНИСЕФ в Украине делает, и в Беларуси, – говорит Настя. – Это большая поддержка. Ведь разные люди бывают. Вот нас много, мы вместе, мы приехали к родственникам, они нас очень поддержали. И даже с такой поддержкой для нас это большая помощь – сертификаты, гуманитарная помощь. А кого-то некому поддержать».
На денежный сертификат семья купила детскую одежду, посуду и другие необходимые вещи для жизни с нуля. Часть оставила на весну – на платьица девочкам и более легкую одежду Мише.
«Сейчас думаем про бесплатные консультации для Кати, о которых говорили волонтеры. Хотя детям уже гораздо лучше, у них все равно стресс – их выдернули из привычной среды. Нам немножко полегче в психологическом плане. Только часто снится дом и очень смущает неопределенность. Мы сейчас вообще никаких планов не строим – живем сегодняшним днем».
Когда мы уходили, Катя протянула в подарок браслет, а Лена – бабочку. Девочки сделали их сами. Это лучший подарок: видеть, как дети улыбаются, рассказывают про новых друзей и так искренне делятся своим временем и вниманием.