Бежав от войн в Сирии и Украине, Раша полна решимости следовать за своими мечтами
ЮНИСЕФ оказывает поддержку детям и молодым людям, травмированным войной.

В Украине, о ракетных обстрелах Рашу предупреждал вой сирен, давая ей драгоценное время, чтобы успеть добежать до бункера. Но в Сирии, по ее словам, сирены не предупреждали о грядущем насилии.
«Слов не достаточно, чтобы описать Сирию», – говорит 18-летняя Раша, беспокойно теребя золотое ожерелье с инициалом «R» и вспоминая Алеппо. «Люди боялись покидать свои дома – и оставаться дома. Если бы на дом упала бомба, спасения не было бы, все бы погибли».
В памяти Раши прочно запечатлелись воспоминания из детства: аромат Средиземного моря, сбор апельсинов, горы специй и тепло дома её бабушки. Но гражданская война в Сирии изменила ее жизнь в одно мгновение – в семилетнем возрасте она просыпалась под гул вертолетов и звуки выстрелов.
«Для ребенка война – это трагедия. Становится очень страшно при виде танков, людей с оружием, когда земля под тобой трясется, а над головой летают вертолеты и сбрасывают бомбы», – рассказывает Раша.
Раша и четверо ее младших братьев и сестер вместе с родителями были вынуждены срочно покинуть Сирию. Три ужасных ночи семья провела в заброшенном доме в Алеппо, в страхе за свою жизнь, когда мимо них проезжали колонны боевой техники. В конце концов, семья нашла безопасное место в Молдове, а затем отправилась в Украину.

Живя на окраине Киева, Раша была частью большой мусульманской общины и находила утешение в Исламском культурном центре. Она быстро выучила украинский язык, также владея румынским, арабским и русским языками. Раша чувствовала себя в безопасности и счастливой, с большими мечтами о будущем.
В 5 часов утра 24 февраля Раша узнала, что в Украине началась война. Соседний город Ирпень вскоре подвергся мощной атаке. В то время как завывали сирены, Раша успокаивала своих испуганных братьев и сестер и пыталась понять, что происходит вокруг.
Она вспоминает: «Я никогда не думала, что это случится снова. Я все время спрашивала себя, почему опять?».
Раша и ее семья покинули Украину не так быстро, как Сирию. Потребовалась неделя, чтобы найти транспорт и собрать вещи. Раша бережно упаковала одежду, молитвенный коврик, Коран и драгоценный браслет от друга.

По состоянию на 24 августа, Молдова приняла более 570 000 беженцев, около 89 000 остались, половина из них – дети. В поддерживаемом ЮНИСЕФ молодежном центре в Кишинэу Раша познакомилась с молодежным работником Юлией Никорич.
В тени 30 градусов, а Юлия и Раша общаются на разноцветных креслах-мешках. Между ними установилась крепкая связь, и пока Раша пытается подобрать нужные слова, Юлия обнадеживающе сжимает руку подруги.
«В Центре я сразу почувствовала себя комфортно, потому что Юлия была так открыта со мной. Здесь проводится много различных мероприятий, и для таких молодых людей, как я, это шанс почувствовать себя более свободной после пережитых в Украине трудностей», – говорит она.

В молодежном центре молодые люди могут получить необходимую им поддержку, и, несмотря на детство, омраченное конфликтами, Раша полна решимости следовать за своими мечтами.
Раша смотрит в объектив камеры с твердой решимостью. «Через год моя жизнь станет более насыщенной. Я уже вижу себя студентом-медиком и я хочу жить в Украине».

ЮНИСЕФ и партнеры разработали уникальные услуги по интеграции молодых людей из числа беженцев в сообщества в Молдове. Более 20 000 молодых людей приняли участие в программе неформального образования в молодежных центрах. Программа расширяется, чтобы охватить 60 000 молодых людей в пяти центрах, включая мобильный молодежный центр.
Кроме того, ЮНИСЕФ и Министерство образования организовали ряд учебных лагерей для 250 молодых людей из Украины и Молдовы в рамках программы социальных инноваций «UPSHIFT». Программа позволяет молодым людям повысить устойчивость и развить новые навыки с помощью социальных стартапов. ЮНИСЕФ окажет поддержку 25 стартапам, цель которых – улучшить жизнь беженцев-подростков.
