Обеспечить доступ к будущему

Как инициатива по созданию в Павлодаре безбарьерной среды охватила всю страну и теперь меняет жизнь людей

Маргарита Бочарова
Yerlan Kurmangazin, Accessible Kazakhstan user
UNICEF/2021/GalinaSorokina
09 Февраль 2022

У 17-летней жительницы Павлодара Анастасии Рыбалко — диагноз ДЦП с рождения. При этом инвалидность не мешает девушке передвигаться по городу самостоятельно, себя она считает человеком «подвижным». Не последнюю роль в этом играет сайт «Доступный Казахстан». Анастасия зовет его «большим помощником»: «Раза два-три в неделю точно пользуюсь. Сталкиваюсь с незнакомым местом и сразу смотрю, смогу я в него попасть или нет». Сайт отображает доступность общественных объектов для маломобильных людей и людей с особыми потребностями в 40 городах республики. В 2021 году проект первым от Казахстана вошел в число глобальных Общественных цифровых благ.

Anastasia Rybalko, user of Accessible_Kazakhstan
UNICEF/2021/AnastasiaRybalko
Анастасия Рыбалко, пользовательница карты «Доступный Казахстан».

Долгая дорога к мировому признанию началась в 2015 году, когда команда общественного фонда «Tandau Foundation» инициировала проект под названием «Доступный Павлодар». Идее предшествовало тесное общение гражданских активистов с молодыми людьми — участниками областного фестиваля искусств для людей с инвалидностью.

«Они начинали доверять нам и рассказывать о сокровенном. Тогда я и услышала: “Город недоступен, область недоступна”. Я не понимала этого. У меня в семье и знакомых с инвалидностью не было», — вспоминает эксперт по доступности Александра Шаронова.

Александра Шаронова, менеджер проекта «Доступный Казахстан, и Ерлан Курмангазин, региональный координатор, г. Павлодар, Казахстан.
@UNICEF/2021/GalinaSorokina
Александра Шаронова, менеджер проекта «Доступный Казахстан, и Ерлан Курмангазин, региональный координатор, г. Павлодар, Казахстан.

Непонимание породило вопросы, ответы на которые нашлись в процессе внимательного изучения и анализа ситуации.

«У нас сформировалось мнение, почему происходит так. У нас сформировались пути, как можно это изменить. И мы написали проект», — говорит Александра.

Так жителям Павлодара стала доступна карта, где, кликнув по объекту, можно было узнать, насколько он доступен для людей с инвалидностью. В 2016 году инициатива охватила всю Павлодарскую область, а в 2017-м к проекту присоединилась Алматинская область. Объединение усилий трех НПО и стало поводом для трансформации «Доступного Павлодара» в «Доступный Казахстан».
 

Внешний пандус возле железнодорожного вокзала в г. Павлодар, Казахстан.
@UNICEF/2021/GalinaSorokina
Внешний пандус возле железнодорожного вокзала в г. Павлодар, Казахстан.

Сегодня «Доступный Казахстан» — это консорциум из 15 общественных организаций по всей стране. В каждой области работают специально обученные координаторы. Александра, не задумываясь, называет преимущества столь разветвленной сети: «Если у кого-то возникают какие-то вопросы, он пишет в чат, и сразу откликаются. Человек получает помощь со всей страны».

Кроме этого, руководители проекта стремятся поднять уровень партнеров из неправительственного сектора, приглашая для обмена опытом международных тренеров.

«Не только люди помогают проекту реализоваться, но и проект помогает людям выйти на новый качественный уровень гражданского общества», — считает Александра Шаронова.

Помимо координаторов в деятельность проекта вовлечены около 500 волонтеров (именно столько зарегистрированных пользователей у сайта «Доступный Казахстан»). Александра как главный модератор карты ежедневно просматривает и проверяет загружаемые волонтерами фотографии объектов.

Александра Шаронова, менеджер проекта, и Ерлан Курмангазин, региональный координатор, обсуждают «Доступный Казахстан», г. Павлодар, Казахстан.
@UNICEF/2021/GalinaSorokina
Александра Шаронова, менеджер проекта, и Ерлан Курмангазин, региональный координатор, обсуждают «Доступный Казахстан», г. Павлодар, Казахстан.

«Я добавлял сам лично объекты. На сайте можно это сделать. Александра Сергеевна показала, как это делается. Для меня это было очень интересно», — делится житель Павлодара Ерлан Курмангазин. Почти 20 лет назад перелом позвоночника лишил его возможности свободно передвигаться, и сегодня онлайн-карта помогает мужчине оставаться активным.

«Если мне надо куда-то ехать, я просто открываю ноутбук, захожу на сайт, смотрю, есть ли там доступ, читаю описание, смотрю фотографии, и уже в голове прикидываю, могу ли я один поехать. Это очень удобно», — рассказывает Ерлан.

Ерлан Курмангазин пользуется картой «Доступный Казахстан», г. Павлодар, Казахстан.
@UNICEF/2021/GalinaSorokina
Ерлан Курмангазин пользуется картой «Доступный Казахстан», г. Павлодар, Казахстан.

В сообщество волонтеров кроме людей с особыми потребностями входит «очень большая группа женщин с маленькими детьми на колясках», добавляет Александра. Казахстанские мамы малышей регулярно испытывают трудности с доступом к общественным объектам.

Например, жительница Нур-Султана Анара Туребаева, мама троих детей, недовольна доступностью столичной набережной: однажды крутой пандус практически спровоцировал ДТП, участником которого чуть не стал её младший сын.

«Я на эту набережную уже не раз жаловалась, стандартные отписки приходят от руководства города, к сожалению», — говорит она.

Помимо этого, призыв с просьбой о том, чтобы «создавать условия для всех», нужно адресовать и бизнесу, уверена Анара.

Анара Туребаева c семьей.
@UNICEF/2021/AnaraTurebayeva
Анара Туребаева c семьей.

Она рассказывает о своем опыте семейных походов в кафе: «Бывает, игровая зона есть, но она, к примеру, или внизу в подвале, или на втором-третьем этаже. Это небезопасно!».

Часто внутри помещений родителей подстерегают и другие сложности: «Думают, если детский стульчик в кафе поставили, значит, доступность обеспечили. На самом деле, нет. Помимо детского стульчика нужно игровую зону сделать, раковину низко расположить, чтобы можно было руки помыть, обеспечить возможность ходить в туалет: сделать накладку или детский унитаз», — добавляет Александра.

Сегодня Анаре в выборе мест для семейного отдыха помогает онлайн-карта «Доступный Казахстан»: «Когда выбираем кафе, можно зайти на сайт, посмотреть фотографии, оценить описание… Описание не всегда может соответствовать моим представлениям о комфорте, а вот когда фотографии есть — это очень удобно».

Многие предприниматели уже сотрудничают с проектом «Доступный Казахстан», создавая доступную среду в своем городе. Нариман Шакабаев – один из них.

«Я горжусь тем, что наше кафе было отмечено на карте «Доступный Казахстан» как инклюзивное и учитывающее интересы семей. Я бы порекомендовал этот ресурс другим кафе и ресторанам как возможность внести свой вклад в развитие доступной и безопасной среды для всех детей», — говорит Нариман Шакабаев, владелец сети кофеен «Хани», г. Нур-Султан.

Вывеска со шрифтом Брайля перед уборной для людей с инвалидностью в здании ЦОН и отделов городского акимата в г. Павлодар, Казахстан.
@UNICEF/2021/GalinaSorokina
Вывеска со шрифтом Брайля перед уборной для людей с инвалидностью в здании ЦОН и отделов городского акимата в г. Павлодар, Казахстан.

В Казахстане экспертиза по созданию доступной, безопасной и дружественной инфраструктуры для детей на общественных объектах пока отсутствует. Изменить ситуацию призван разработанный при поддержке ЮНИСЕФ онлайн-курс. Команда «Доступного Казахстана» нацелена на то, чтобы нагнать упущенное, и уже добавила соответствующую категорию на карту — «Семьи с детьми до семи лет». В ней для просмотра пока доступны 400 объектов, все они были оценены волонтерами с точки зрения наличия безопасной среды для детей.

Добавление новой категории — не единственное новшество, которое произошло на сайте благодаря поддержке ЮНИСЕФ. Сервис пережил масштабную техническую модернизацию: «Во-первых, абсолютно новая клиентская часть, фронтенд, который позволяет работать в режиме “одного окна” (Прим.ред: предоставление всех услуг в одном месте, «окне»); во-вторых, корректное отображение на всех видах устройств и экранов (мобильных, планшет, десктоп); в-третьих, введение новой статистики по доступности объектов с возможностью её скачивания и аналитики», — рассказывает Даурен Салипов, генеральный директор компании-разработчика «Доступного Казахстана».

Генеральный директор проекта по разработке онлайн-карты «Доступный Казахстан» Даурен Салипов за работой
@UNICEF/2021/RuslanKarsamov
Генеральный директор проекта по разработке онлайн-карты «Доступный Казахстан» Даурен Салипов за работой, г. Нур-Султан, Казахстан.

Александра отмечает, что качественное взаимодействие с программистами стало возможным во многом благодаря трехмесячной программе акселерации от Astana Hub в 2020 году. По окончании обучения специалисты международного технопарка стали оказывать социальному IT-проекту консультационную и организационную помощь: «Они были нашими кураторами и менторами», — говорит Александра. По ее словам, команда Astana Hub не только следила за соблюдением дедлайнов и помогла сформулировать техзадание, но и приняла непосредственное участие в составлении заявки на получение статуса Общественного цифрового блага.

«Мы очень рады, что стартап-проект “Доступный Казахстан”, участник 9-го потока акселератора Astana Hub, был признан первым Цифровым общественным благом среди стран Центральной Азии, это прорыв. В данный момент мы усердно работаем над популяризацией Цифровых общественных благ среди комьюнити Astana Hub. В поддержку этого проводятся тематические вебинары по стандартам и требованиям цифровых общественных благ для стартапов и проектов», — говорит директор офиса корпоративных инноваций и цифровых компетенций Astana Hub Жанерке Егеубаева.

Команда программистов разместила исходный код онлайн-карты «Доступный Казахстан» в открытом репозитории GitHub. «Проект лежит в открытом доступе для разворачивания на территории любой страны с минимальными усилиями. Это позволяет данному проекту масштабироваться в другие страны и соответственно повысить уровень и качество жизни людей», — подчеркивает Салипов. Это один из тех хороших результатов, которые мотивируют Александру и её единомышленников продолжать работу в выбранном направлении.

«Если сравнивать, когда мы начали работать над проектом “Доступный Павлодар”, и к чему мы сейчас пришли — это земля и небо!», — говорит Александра.

Лифт и медицинские кресла-коляски в Областном кардиологическом центре
@UNICEF/2021/GalinaSorokina
Лифт и медицинские кресла-коляски в Областном кардиологическом центре, г. Павлодар, Казахстан.

За годы работы проекта отношение к активистам, отстаивающим право казахстанцев на доступность, изменилось и со стороны властей, и со стороны бизнеса, и даже со стороны строителей.

Александра припоминает недавний случай в павлодарском колледже информационных технологий: «Строитель сказал собственнику, собственник за мной приехал. Были замечания, и мы со строителем прям распланировали, как нужно сделать доступный туалет. И сделали замечательный туалет. Сейчас там пять ребят на кресло-колясках учатся».

Скромный пример во всей полноте раскрывает главную ценность проекта: «Ребята получат профессию и потом будут работать. Они не будут уже жить на пособие, они будут зарабатывать, у них будет довольно обеспеченная жизнь. Это же замечательно», — отмечает эксперт по доступности.

17-летняя Анастасия Рыбалко тоже очень довольна удобным онлайн-сервисом, хотя городская среда все еще не совсем приспособлена к потребностям девушки: «Многое недоступно, многое мешает. Отсутствие пандусов, много бордюров в городе, по лестницам трудно ходить. Даже если есть пандус в некоторых зданиях, то там много порогов внутри самого здания».

Вместе с тем девушка не может не замечать позитивных изменений: «Я благодарна “Доступному Казахстану”, потому что Павлодар стал более доступным, более понятным  — куда я могу двинуться, а куда не могу».

Важность такой информации для людей с инвалидностью трудно переоценить. Ерлан уверяет, что все его знакомые с инвалидностью — активисты, спортсмены, работающие люди — знают о существовании онлайн-карты. Некоторым мужчина сам рассказал о ней, и среди них — 26-летний Куаныш.

«Парень молодой, травма молодая, недавно инвалидность получил. Я ему про эту карту и рассказал. Он начал выходить, даже сейчас трудоустроился. Спортом занимается, легкой атлетикой, — радуется Ерлан, — Это хорошо же? Человек в дальнейшем будет развиваться. Думаю, даже будут достижения по спорту».