Возвращение в разрушенный город
На протяжении почти трех месяцев после начала войны в Украине Анастасия, боясь покинуть город, в котором она выросла и который любит, продолжала оставаться в Харькове, наблюдая за тем, как спасаются бегством ее друзья и семья. Но риск стал слишком велик.

- Доступно на:
- English
- русский
Двадцатидвухлетняя Анастасия говорит решительно, не проявляя эмоций, глядя своими темными глазами прямо перед собой. Почти три месяца она провела в эпицентре войны. «Когда началась война, – говорит девушка, – я думала, что она продлится две, максимум три недели».
Анастасия хотела оставаться в Украине. Она любит Харьков – свой дом, в котором она всегда чувствовала себя своей. Даже после того как ее отец записался в армию, а другие члены семьи стали уезжать, она осталась жить у родственников в деревне.
А потом на город начали падать бомбы. Харьков оказался одним из первых районов, которые стали местом активных и продолжительных боевых действий. Анастасия издали наблюдала, как горит ее город. Казалось, риски росли с каждым днем. «В деревне все было спокойно, пока не разбомбили соседний городок». Эта атака укрепила ее решимость уехать. «Следующей могла стать деревня, где находилась я», – говорит Анастасия.

Назад домой
Перед тем как уехать, Анастасия заехала в Харьков, чтобы забрать кое-что из своих вещей, потому что знала, что долго будет находиться вдали от дома. «Я слышала, что в городе достаточно безопасно, чтобы туда съездить, поэтому я села в автобус и приехала к своему дому».
Прежде всего она отправилась к дому родителей, который был разрушен частично. Их квартал попал под интенсивный обстрел, в результате которого были серьезно повреждены дома и инфраструктура. Однако, несмотря на разбитые окна, покрытые выбоинами дороги, сгоревшие машины, разрушенные здания, жизнь, казалось, постепенно возвращалась в нормальное русло.

Ее район практически уцелел, и в квартире девушки все было почти в том же состоянии, что до ее отъезда. Однако Анастасию не покидало чувство опустошенности и грусти. Состояние города, в котором она играла в детстве, в котором прошли ее подростковые годы, в котором она училась в школе и устроилась на свою первую работу, лишило ее дара речи.
Несмотря на перерыв в боевых действиях, она знала, что оставаться в Харькове, как и в деревне, ей небезопасно. Она помчалась на железнодорожный вокзал и провела 10 долгих часов в поезде, боясь оказаться на линии огня. В относительно безопасном Львове она села в автобус и, преодолев границу, приехала в Медыку, Польша.

Сегодня в Польше, завтра в Эстонии. А потом (хочется надеяться, что скоро) - домой
В центре размещения беженцев в Перемышле (крупном центре приема украинских беженцев, направляющихся в Польшу, чтобы спастись от войны в Украине) Анастасию накормили, напоили и предоставили безопасное место для отдыха и ночлега. В «голубой точке» социальный работник предоставил ей важную информацию о том, как продолжить путь, как защитить себя, перемещаясь в одиночку, и как получить доступ к важнейшим услугам.

«Я благодарна за всю помощь, которую я получила, пока я ехала, как на территории Украины, так и в Польше, – говорит Анастасия. – Когда я наблюдала проявление этой солидарности, большое число волонтеров и их энтузиазм, а также взаимную поддержку, которую оказываем друг другу мы, украинцы, я получала силы продолжать свой путь».
Анастасия скучает по своей стране, по своему городу, по семье и друзьям, а пребывание в новой стране сопряжено с большой неопределенностью, но она рада, что уехала. «Сейчас в Украине, даже в районах активных боевых действий, остается так много людей, которые решили остаться, потому что они одиноки и им страшно. Я решилась на это, и я счастлива. Другим не стоит бояться убегать: вы не будете одиноки: другие люди будут оказывать вам поддержку в пути».

Анастасия хочет отправиться дальше, в Эстонию – туда, где, как ей кажется, она сможет перевести дух и обдумать свои дальнейшие действия. До начала войны она была графическим дизайнером и мечтала стать художником-мультипликатором. В настоящее время девушка надеется найти работу в гостиничной индустрии, устроившись в какой-нибудь ресторан или гостиницу, чтобы обеспечивать себя до тех пор, пока не сможет вернуться в свой любимый город.